Ценности поддерживают или подавляют конкретные способности и действия. Поскольку ценности находятся на более высоком уровне, чем поведение и способности - ценности определяют, почему мы выбираем данный конкретный путь, а также детерминируют более глубокие мотивы, заставляющие людей действовать или настаивать на своем. Именно они определяют, почему мы о чём-либо думаем или что-либо делаем.
Ценности есть "принципы, качества или объекты, которые по своей сути ценны или желаемы". Ценности связаны с достоинствами, значением и желаниями, они — основной источник внутренней мотивации. Мотивация — это то, что стимулирует и активизирует наше мышление и действия в конкретной ситуации. Степень мотивации определяет, сколько внутренних ресурсов мы готовы мобилизовать.
Когда нечто согласуется с ценностями людей, они испытывают состояние удовлетворения, гармонии или раппорта.
Если люди обнаруживают несоответствие своим ценностям, они чувствуют неудовлетворённость и неконгруэнтность или полагают, что вынуждены уступить силе.
Это Разминочное упражнение посвящено созданию (или осознанию) собственной иерархии ценностей. То есть определению порядка приоритетов, который вы используете при принятии решения о том, как действовать в конкретной ситуации. Иерархия ценностей касается степени важности различных действий и переживаний или значения, которое им придаётся.
Для исследования собственных ценностей просто задумайтесь над тем, как бы вы ответили на следующие вопросы:
- В общем и целом, что вас мотивирует?
- Что для вас наиболее значимо?
- Что заставляет вас действовать или, попросту, вытаскивает из постели по утрам?
А затем выполните следующее задание.
Перед вами две группы ценностей: Терминальные (вневременные) и Инструментальные
Терминальные ценности (вневременные)
• жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом);
• здоровье (физическое и психическое);
• интересная работа;
• красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
• любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
• материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
• наличие хороших и верных друзей
• общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);
• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
• познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
• равенство (равные возможности для всех);
• самостоятельность, как независимость в суждениях и оценках;
• счастливая семейная жизнь;
• творчество (возможность творческой деятельности);
• уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
• удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени);
• свобода, как независимость в поступках и действиях.
Инструментальные ценности
• непримиримость к недостаткам в себе и в других;
• высокие запросы (высокие притязания);
• жизнерадостность (чувство юмора);
• исполнительность (дисциплинированность);
• независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
• воспитанность (хорошие манеры, вежливость);
• честность (правдивость, искренность);
• рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
• терпимость (ко взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
• смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
• твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями);
• самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
• чуткость (заботливость);
• ответственность (чувство долга, умение держать слово);
• эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
• широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
• образованность (широта знаний, высокая общая культура).
Отранжируйте для себя каждую группу отдельно. То есть расставьте их в следующем порядке: Самая важная – первая и далее, по убыванию важности для вас, до самой не важной - последней в этом списке.
Для этого можно поступить следующим образом:
- Выбрать, с какой из групп вы начнёте работать.
- Написать название каждой ценности на отдельном листочке (карточке)
- выбирать сначала две карточки-ценности - одна самая-самая, ну вполне возможно на самом верху, а другая в самом низу - самое малоинтересное...
- одну положить с одной стороны (или вверху), вторую с другой стороны (или в самом низу), что бы между ними было достаточно расстояние…
- из оставшихся выбрать ту карту-ценность, которая по вашему внутреннему ощущению должна быть ближе либо к 1-й либо к последней.
- и так далее с другими...
- если покажется, что ценности равны между собой – положите одну на левую руку, а другую на правую, и как бы взвесьте их на руках. Та, что «перевесит» - более важная для вас.
- на это может уйти от 30 минут до часу работы.
- Когда все карты будут разложены и упорядочены между собой получится вертикаль ценностей...
- Стоит ещё раз просмотреть эту линию... Может быть, захочется что-то поменять. Меняйте. Но перед этим задайте себе вопрос: Для чего? Зачем?
- И если всё встало на свои места, вместо карточек, напечатайте, соблюдая очерёдность, отранжированную группу Ценностей.
Сделайте всё то же самое для другой группы ценностей.
Внимательно изучите полученный результат.
Вы сейчас живете руководствуясь именно такой иерархией ценностей? Или это желаемая градация, а на самом деле в жизни у вас другие приоритеты?
А может быть наоборот? Вот так вы живете сейчас, а хочется изменить важность приоритетов?
Что вы берете для себя, выполнив это задание?