Ценности поддерживают или подавляют конкретные способности и действия. Поскольку ценности находятся на более высоком уровне, чем поведение и способности - ценности определяют, почему мы выбираем данный конкретный путь, а также детерминируют более глубокие мотивы, заставляющие людей действовать или настаивать на своем. Именно они определяют, почему мы о чём-либо думаем или что-либо делаем.
Ценности есть "принципы, качества или объекты, которые по своей сути ценны или желаемы". Ценности связаны с достоинствами, значением и желаниями, они — основной источник внутренней мотивации. Мотивация — это то, что стимулирует и активизирует наше мышление и действия в конкретной ситуации. Степень мотивации определяет, сколько внутренних ресурсов мы готовы мобилизовать.
Когда нечто согласуется с ценностями людей, они испытывают состояние удовлетворения, гармонии или раппорта.
Если люди обнаруживают несоответствие своим ценностям, они чувствуют неудовлетворённость и неконгруэнтность или полагают, что вынуждены уступить силе.
Это Разминочное упражнение посвящено созданию (или осознанию) собственной иерархии ценностей. То есть определению порядка приоритетов, который вы используете при принятии решения о том, как действовать в конкретной ситуации. Иерархия ценностей касается степени важности различных действий и переживаний или значения, которое им придаётся.
Для исследования собственных ценностей просто задумайтесь над тем, как бы вы ответили на следующие вопросы:
- В общем и целом, что вас мотивирует?
- Что для вас наиболее значимо?
- Что заставляет вас действовать или, попросту, вытаскивает из постели по утрам?
А затем выполните следующее задание.
Перед вами две группы ценностей: Терминальные (вневременные) и Инструментальные
Терминальные ценности (вневременные)
• жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом);
• здоровье (физическое и психическое);
• интересная работа;
• красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
• любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
• материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
• наличие хороших и верных друзей
• общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);
• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
• познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
• равенство (равные возможности для всех);
• самостоятельность, как независимость в суждениях и оценках;
• счастливая семейная жизнь;
• творчество (возможность творческой деятельности);
• уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
• удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени);
• свобода, как независимость в поступках и действиях.
Инструментальные ценности
• непримиримость к недостаткам в себе и в других;
• высокие запросы (высокие притязания);
• жизнерадостность (чувство юмора);
• исполнительность (дисциплинированность);
• независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
• воспитанность (хорошие манеры, вежливость);
• честность (правдивость, искренность);
• рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
• терпимость (ко взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
• смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
• твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями);
• самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
• чуткость (заботливость);
• ответственность (чувство долга, умение держать слово);
• эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
• широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
• образованность (широта знаний, высокая общая культура).
Отранжируйте для себя каждую группу отдельно. То есть расставьте их в следующем порядке: Самая важная – первая и далее, по убыванию важности для вас, до самой не важной - последней в этом списке.
Для этого можно поступить следующим образом:
- Выбрать, с какой из групп вы начнёте работать.
- Написать название каждой ценности на отдельном листочке (карточке)
- выбирать сначала две карточки-ценности - одна самая-самая, ну вполне возможно на самом верху, а другая в самом низу - самое малоинтересное...
- одну положить с одной стороны (или вверху), вторую с другой стороны (или в самом низу), что бы между ними было достаточно расстояние…
- из оставшихся выбрать ту карту-ценность, которая по вашему внутреннему ощущению должна быть ближе либо к 1-й либо к последней.
- и так далее с другими...
- если покажется, что ценности равны между собой – положите одну на левую руку, а другую на правую, и как бы взвесьте их на руках. Та, что «перевесит» - более важная для вас.
- на это может уйти от 30 минут до часу работы.
- Когда все карты будут разложены и упорядочены между собой получится вертикаль ценностей...
- Стоит ещё раз просмотреть эту линию... Может быть, захочется что-то поменять. Меняйте. Но перед этим задайте себе вопрос: Для чего? Зачем?
- И если всё встало на свои места, вместо карточек, напечатайте, соблюдая очерёдность, отранжированную группу Ценностей.
Сделайте всё то же самое для другой группы ценностей.